Бен Атертон-Земан «Горе по маскулинности»
Если вам говорят, что вы скоро умрете, то вы проходите через пять стадий: отрицание, злость, сделка, депрессия и принятие. Я помню, что впервые узнал об этих стадиях в книге «Смерть и умирание» доктора Элизабет Кюблер-Росс.
Я заметил, что, как мужчины, мы часто склонны проходить через те же самые стадии при столкновении с реальностью мужского насилия против женщин.
Отрицание: «Это же не может действительно происходить с миллионами женщин! Разве большинство обвинений в изнасиловании не являются ложными? Я лучше буду рассказывать анекдоты об изнасилованиях, чем делать что-то по этому поводу».
Злость: «Все вы женщины, которые вечно ноют про насилие – вы просто феминацистки! Я буду вас игнорировать, высмеивать вас и оскорблять каждый раз, когда вы пытаетесь до меня достучаться».
Сделка: «Есть исследования, которые показывают, что женщины совершают насилие так же часто! Мужчины – это настоящие жертвы, а феминизм – это агрессор! Кроме того, я знаю, мужчину, пострадавшего от насилия, который пытался получить помощь и не смог».
Депрессия: «Вау… неужели мой гендер действительно производит так много насилия? Это просто ужасно. Пойду, уползу в глубокую нору».
Принятие: «Чем я могу помочь?»
Существуют даже целые движения мужчин, которые, похоже, застряли на одной из ранних стадий. Это так называемые «движения за права отцов» и «движения за права мужчин», которые пытаются представить мужчин настоящими, невоспетыми жертвами. Насильником для них выступают не просто женщины, совершающие насилие, а все феминистское движение за социальное перемены. Мы, феминисты, просто устроили заговор по уничтожению всех доказательств жертвенности мужчин, чтобы сохранить свои элитные должности и зарплаты с шестизначными цифрами.
Не важно, если несчетное количество исследований показывает, что именно мужчины ответственны за подавляющее большинство изнасилований, случаев домашнего насилия, преследований и множества других насильственных преступлений. Эти ребята будут без конца демонстрировать вам одни и те же несколько исследований, которые показали относительный паритет – обычно благодаря неверному выбору методологии – в поддержку своих аргументов.
Конечно, в подобных движениях довольно много мужчин, которых «ложно» обвинили в насилии, изнасилованиях или изнасиловании детей. Однако это далеко не все участники таких движений, так почему же они продолжают держаться за эти убеждения, несмотря на огромное количество доказательств, которые их опровергают? В работе Кюблер-Росс может быть ключ к возможному ответу.
Я думаю, что для мужчин принятие реальности того, что наш гендер ответственен за такой уровень насилия, требует кардинальных изменений мировоззрения. Придется изменить наши представления о мужественности, женственности, отношениях, сексе, власти, дружбе, порнографии, насилии, юморе и так далее. А это большая задача и много представлений!
Некоторые мужчины переживают подобную задачу как смерть. И мы отвечаем аналогичным образом – проходим через те же стадии, которые мы бы проходили при угрозе реальной смерти.
Этот процесс не связан с такими же страданиями, что и смерть. В долгосрочной перспективе, как только мы принимаем, что наш гендер ответственен за все это насилие, то это приносит чувство освобождения. Я сам пережил это, когда присоединился к феминистскому движению против мужского насилия — самые замечательные, вдохновляющие, умные люди в моей жизни оказались участниками этого движения.
Я прошел через все эти пять стадий, когда учился у женщин-феминисток. Во время этих стадий я обвинял жертв насилия, высмеивал активистов движения и в целом был настоящей занозой в заднице для многих женщин-феминисток. Я до сих пор не уверен, почему эти женщины не поставили на мне крест, но они этого не сделали – надеюсь, что сейчас они думают, что это того стоило.
Оглядываясь назад, мне стыдно за свое поведение во время этих стадий. Но я не единственный парень, который проходит через них – многие парни вообще останавливаются на них, о чем я говорил раньше. И поскольку многие женщины-феминистки говорили мне, что нам нужно привлекать больше мужчин, я думаю, что важно понять, как именно их можно привлекать, и с какими проблемами мы можем столкнуться, делая это.
Для многих мужчин настоящие принятие многих феминистских концепций потребует полной смены мировоззрения и сознания, которая будет восприниматься ими как смерть. Это настолько большая угроза, что они могут проходить через эти стадии смерти и умирания. Если мы сможем общаться с ними и проявить терпение, пока они проходят эти стадии (трудная задача, учитывая срочную необходимость их вовлечения), тогда я думаю, что больше мужчин будут вовлекаться и останутся вовлеченными.