Главная > Статьи > Сестры анархии

Сестры анархии

13 июня 2013

Сестринство и сепаратистский феминизм для многих выступают такими загадочными явлениями, за их упоминание можно даже получить обвинения в сексизме по отношению к мужчинам. Эти практики вышли из радикальной теории феминизма, которая сама по себе очень неоднородна. Основная суть радикального феминизма в необходимости уничтожения всей патриархальной системы и невозможности ее реформирования. А уже внутри него могут быть и теории сугубо шовинистские и вполне разумные.

Одна из модных претензий к феминисткам — это некое отрицание ими слова «братство» и вообще ущемление этим самым мужчин. Да и обращение друг к другу «сестры» вызывает острые приступы боли в области ниже спины у некоторых узколобых господ. Те, кто упрекают фем-активисток якобы их «борьбой с сексистским языком» на деле сами придираются к словам по абсолютно пустяковому поводу.

Никто не обращает внимания на идиотские паблики с цитатами Мишы Маваши «брат за брата такое за основу взято», но стоит феминисткам обратится друг к другу как к сестрам и тут же сыпятся обвинения в мужененавистничестве.  Некое братство признано в обществе как норма, в то время как сестринство считается уделом фриков. Братство изначально является синонимом единства и идейной общности, что выражалось, например, в девизе Великой Французской революции. Однако, так или иначе подразумевает оно в первую очередь единство лиц мужского пола. Женщин исторически сестрами называть не принято, если только речь не идет о монахинях. Это все мелочи конечно, но являются следствием соответствующего отношения к женскому полу.

Сестринство на мой взгляд следует рассматривать как форму солидарности женщин. Патриархальное общество с детства внушает девушкам необходимость конкуренции между собой, есть даже определенный стереотип о невозможности дружеских отношений между женщинами. Все ведь слышали хоть раз байки о крепкой мужской дружбе и о том, что мол «друзей на шлюх не меняют». Вот такое положение отводится для женщин: грызть друг другу глотки за лучшего мужика, ведь по статистике женщин больше и кому то придется стать «неудачницей». Поэтому сестринство становится протестом против гендерных ролей, каждая женщина становится ценной сама по себе. С анархизмом сестринство вполне совместимо, т.к. практикует взаимопомощь среди угнетенных групп. Однако никакого единства быть не может с женщинами, которые поддерживают идеи расизма, патриархального господства и экономического неравенства. Девушки из правого движения угнетаются патриархатом не меньше других, но никто не собирается из-за этого с ними сотрудничать. Человеконенавистнические идеи не совместимы с феминизмом и анархизмом, а пол их носителей не имеет никакого значения.

Сепаратизм является формой укрепления единства между женщинами. Эта практика заключается в создании женских аффинити-групп и проектов без вмешательства мужчин. При этом такие группы должны взаимодействовать с остальными коллективами по общим вопросам. Однако не следует забывать, что и в чисто женском коллективе возможно возникновение иерархии. В смешанных группах не всегда женщина может полностью раскрыться и высказать свое мнение, особенно если в них присутствуют мачисты. Да и как показывает практика мужчины гораздо больше могут обсуждать политические вопросы, а женщины невольно будут под них подстраиваться. Даже по таким темам как аборт у мужчин всегда есть ценное мнение, хотя напрямую это их не касается. Все еще живо в народных умах представление о женщине как о кухарке, которая может говорить только глупости. Исторически так сложилось, что полит. активизмом занимались мужчины, ломать такие стереотипы не просто. Впрочем, для любого адекватного анархиста женщины из движения являются в первую очередь товарищами по борьбе, если они недостаточно теоретически подготовлены значит надо предоставлять им возможности к самообразованию.

При этом это может выражаться и в негативном ключе, когда скажем мужчина рассматривается как существо низшего порядка и обосновывается необходимость матриархата. Анархизм предполагает отсутствие какой-либо иерархии, на замену патриархата не должна появится другая форма угнетения. Также сепаратизм может вылиться в некую изоляцию от мужского пола вообще и противопоставление мужского женскому. Такой подход может принести только независимость от патриархата участниц группы, но не остальных женщин, которым приходится вписываться в систему. Провал такого рода деятельности показала критика со стороны черных феминисток. Несмотря на получение женщинами прав они все равно не могли ими воспользоваться из-за принадлежности к черной расе и им необходимо было взаимодействовать с черными мужчинами. Угнетенную женщину, безусловно, больше объединяет с угнетенным мужчиной, нежели с женщиной угнетателем. Однако сексисты и домашние тираны из низших слоев населения являются противниками трудящихся женщин, никакой общей борьбы с такими людьми у них быть не может. Необходимо рассматривать различные виды дискриминации в их совокупности, а не отделять какую-то одну из них не сопротивляясь остальным.

Нужно также отделять сепаратизм от гендерной сегрегации, когда государство принудительно разделяет мужчин и женщин. В итоге усиливаются противоречия между полами и идет четкое разделение на мужские и женские виды деятельности. В закрытых мужских компаниях сексизм становится нормой и любой начинает приспосабливаться к этому. Для женщин патриархат предлагает уютный мирок брендовых магазинов и салонов красоты для того чтобы быть привлекательными для самцов. Плюс к этому добавляются чисто женские интересы в виде отупляющих телешоу и гламурных журналов. Женщина рассматривается исключительно как дополнение мужчины, все свои силы она должна тратить на его обслуживание и поддержание себя в товарном виде. Таким образом они чувствуют большее отчуждение в обществе, ведь патриархат подавляет какие либо проявления индивидуализма женского пола. Разделив людей по таким признакам и навязав стереотипы поведения государство может легко ими манипулировать. Чтобы соответствовать образу настоящего мужчины и женщины с рекламных плакатов обыватели готовы тратить свое время и энергию. Отсутствие диалога между полами в итоге делает их глухими к чужим проблемам и уничтожает даже намеки на солидарность мужчин и женщин. Создание сепаратистских групп наоборот необходимо для избавления от этих шаблонов, женщины должны осознать себя независимыми субъектами. Только тогда возможен реальный диалог женщин и мужчин, очищенный от гендерных предрассудков.

В общем, в разумных пределах сестринство и сепаратизм являются необходимыми для освобождения женщин от оков патриархата. Если они считают, что им комфортнее работать в чисто женской группе, то этот выбор надо уважать. Мачистам же свой фалоцентризм надо немножко поумерить, мужская гордость к классовой борьбе имеет довольно отдаленное отношение. В том, что кто-то называется друг друга «сестрами» нет никакого глобального женского заговора против мужского пола, это простое выражение солидарности и не более того.

shlasashaposhosse

                                                                             

Categories: Статьи Tags:
Комментирование отключено.