Вопрос для женщин
Перевод статьи «A question for women» by David Cain, август 2013
В месяц открытия сезона 2000 года, NBC Universal запустил Oxygen, новый кабельный канал нацеленный на женскую аудиторию. В то время на нем транслировалось множество повторов многосерийных теле-шоу с женщинами-главными героинями и собственных программ.
Робин Эпстайн, писательница из Нью-Йорка, встала во главу сценаристов одной из таких передач. Это была шоу-викторина под названием Clued In, в которой конкурсантами были девочки-подростки учащиеся школ.
Ей понравилась идея того, что молодые девушки будут демонстрировать то, насколько они осведомленные и интеллигентные люди, игнорируя стереотип о типичной легкомысленной девочке-подростке. Часть её работы состояла в написании вопросов для конкурсанток.
Эпстайн знала об исследовании предлагавшем вывод о том, что примерно до 11-летнего возраста девочки и мальчики показывают одинаковую активность в классе (поднимают руки и отвечают на вопросы учителей и тд.). Начиная с 12-ти 13-ти лет девочки показывают резкий спад такого усердия. При этом ничего не указывало на то, что девочки становились менее умными чем мальчики, но казалось, что девочки в пре-подростковом возрасте, начинали фокусироваться на том, чтобы не казаться умными и проницательными.
Это был спорный вывод и Эпстайн хотела опровергнуть его на национальном телевидении.
Произошло не так. С первым выпуском шоу, вопросы не были особенно сложными, но девочки давали очень мало правильных ответов. Это очень расстраивало Эпстайн: она чувствовала, что не может показать, что эти девочки умные, но, более того из-за неё они выглядели глупее.
На радио шоу This American Life Эпстайн задали вопрос: что она сделала, когда поняла, что девочки просто не могут ответить на большинство вопросов. «Ты упрощаешь вопросы», — говорила она: «Ты даешь им вещи, на которые любой человек в любом возрасте может ответить». На протяжении первых эпизодов шоу, базовые вопросы об истории и науке сменились такими, вопросами как: «Кто может произнести свое имя по буквам наоборот?» или «Кто может быстрее всех подбежать к тому милому парню и попросить автограф на руке?».
Эпстайн пыталась сделать так, чтобы девочки на шоу стали примерами для подражания других девочек-подростков — по крайнее мере в ограниченном контексте теле-шоу — поняла, что не способна это сделать. Шоу-викторина на кабельном телевидении, скорее всего, не самая лучшая возможность показать проницательность тинейджеров, но мне казалось что есть некая большая культурная сила, стоящая за таким плохим выступление конкурсанток на Clued In.
Большое влияние на мою жизнь, по крайней мере на уровне общения один на один, оказывали женщины. По каким бы то ни было причинам, я узнал больше о себе из моих отношений с женщинами, чем с мужчинами. Я понимаю, что возможно слишком обобщаю, говоря это, но согласно моему опыту женщины были хорошими и мудрыми слушательницами. Но это скорее всего связано с теми личностями, которых я знал, а не с разницей между полами.
Мне всегда нравилось радио-шоу This American Life и я был поражен интервью Эпстайн. Если действительно существует некий тренд (хотя бы в Американских школах), который поощряет девочек не казаться умными, я о нем не имел никакого представления, хотя девочки из шоу выглядели и говорили в точности как мои бывшие одноклассницы. Казалось девочки соревновались в умении показать, что им нет дела до того, до чего должно было быть. Не припомню, чтобы мальчики таким занимались, но я тусовался с ботанами и избегал популярных детей.
В интервью они не очень много говорят об истинных причинах такого выступления девочек на шоу, но Эпстайн говорит, что, как ей казалось, девочек беспокоило больше как они выглядели, чем то, что они делали. Давление, связанное с внешним видом, которое оказывается на женщин сейчас активно обсуждается, но в первый раз встает вопрос о том, что нежелание казаться умной так же является результатом этого давления.
Являясь белым мужчиной, англичанином и представителем среднего класса, я имею скорее всего худший угол обзора на проблему того, как мэйнстрим культура негативно влияет на определенные демографические группы. Мне 32 года и я не знаю ни одну девочку подростка и, думая об этом сейчас, признаю, что не знал и когда сам был подростком.
Мой вопрос к читательницам: Вы когда-либо чувствовали, исходящее от друзей или других людей, заставляющее вас не казаться слишком умными или хотя бы не признаваться в наличии интересов на уровне ботаника?
Ответы читательниц:
Samantha
Мне 26 и я не припомню времени, когда я чувствовала бы давление или необходимость занижать мои интеллектуальные показатели. Тем не менее, в старших классах и в колледже я помню, что некоторые мои подруги делали это. Я всю жизнь наблюдала за своей матерью, которая сознательно принижала свои интеллектуальные способности ради отношений с мужчиной. Мои родители развелись и меня и мою сестру растил отец. Он всегда учил нас быть умными и не изменять себе ради мужчин. Я думаю это послужило позитивным импульсом и постоянным напоминанием о том, что нужно быть самой собой, поэтому я никогда не прятала свой ум от других.
Megan
Я до сих пор удивляюсь насколько для меня были важны внешний вид и самопрезентация в юном возрасте. Я одевалась как кукла, во все нелепо-розовое. Моя мать была инвалидом и самые ранние воспоминания из детства относятся к периоду заботы о ней и о моих родственниках. Мое существование как подростка было изолировано. Меня научили быть придатком к кому-то ещё и ценить чужие потребности выше своих. Будучи взрослой я все ещё затрудняюсь ставить мои интересы выше интересов моих близких. Возможно это послужило следствием моей ситуации, но я думаю, что девочек и женщин с очень раннего возраста учат думать о себе как о том, кто заботится о ком-либо или как о будущих матерях и женах. Важнее при воспитании девочек подчеркивать необходимость независимости и самостоятельности, а не учить их как правильно накрывать на стол.
Linda
Я сталкивалась с этим. Существует общественная тенденция потакания мужским желания, что включает в себя соответствующее поведение для женщин (например делать вид, что ты не умнее мужчин), а так же угождать желаниям других все время. Девочки-подростки одновременно напуганы и уязвимы, стоит почитать любой журнал для девочек подростков и весь материал в них сконцентрирован на внешнем виде и необходимости иметь парня. Как 30-ти летнюю женщину меня удивляет, когда меня обвиняют в том, что я устрашаю, что имеет отношение к моему интеллекту, и я до сих пор вижу как мои умные подруги принижают себя и заставляют себя казаться глупее лишь для того, чтобы угодить мужскому эго.
cj
Этот социо-культурный тренд протекает не в американский школах, а в американских домах. Я преподаю классическую гитару. Мальчиков поощряют играть на гитаре и гнаться за своей мечтой, в то время как девочек подталкивают серьезно задуматься о семье. Мои ученицы всегда, в 100% случаях, начинают быстрее и лучше играть чем ученики, но когда они достигают возраста средней и старшей школы они обычно бросают, поэтому все мои взрослые ученики — юноши. Наши школы есть ничего более, чем отражение наших общественных ценностей, и они негативно влияют на большинство женщин, несмотря на то, что на дворе 2013 год.
Trish Scott
Меня всегда учили, что показывать лучший результат чем мальчики в чем-либо это не вежливо, и не то, что бы сделала хорошо воспитанная девочка. Маленький пример: как-то раз я выиграла в пинг-понг у мальчика несколько раз подряд и мой отец сказал мне: «Триша, нужно позволять мальчику выигрывать иногда.» Это «иногда» и было его способом показать, что я не должна так делать.
Это отношение настолько распространено, что его не так то просто заметить. Анализировать культурные мемы все равно, что для рыбы анализировать воду – они не так уж и заметны.. Если вы смотрите сериал Mad Men вы поймете, что женщины в 50-х были сильно угнетены, но тогда это был всего лишь их обычный образ жизни. Нам только лишь нужно обратить внимание на несоответствие зарплат, чтобы понять, что вся система построена против женщин, выступающий на мужской уровень. Разве мы вышли на улицу, чтобы сломать систему? Нет? Почему? Мы сдались в 70-х и приняли какие-то крохи … Почему мы довольны этим положением вещей? ПОТОМУ ЧТО НАС УЧИЛИ С РОЖДЕНИЯ ЧТО НАША РОЛЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ, А НЕ ВЕСТИ ЗА СОБОЙ.
Andrea
Ценность женщины характеризуется в основном ее внешним видом, поэтому количество времени посвященного на поддержание этого внешнего вида очень велико. Из-за этого, вероятность того, что у женщины есть возможность посвящать такое же количество времени интеллектуальному развитию не очень велика.
Более того, я припоминаю косые взгляды, когда я получала хорошие оценки. По факту, мальчик, который мне нравился всегда начинал отстраняться от меня, когда я получала оценки выше, чем он
Я думаю, это исходит от того, как нас растили. Когда мальчик начинает вести себя как бы-то ни было «женственно» это унижает его в глазах других, в таком случае быть полностью «женственной» делает кого-то хуже, чем мужчину. Поэтому, когда женщина хорошо что-то делает, либо лучше, чем мужчина, она становится угрозой его мужественности.
Перевод: Ксения Виан